Х
 
Суббота
17.04.2021
10:33
Приветствую Вас Гость
RSS
 
МБДОУ "Детский сад № 5 "Сказка" г.Медногор...
Главная Регистрация Вход
Консультация »

Сведения МБДОУ № 5

Меню сайта

Средняя зарплата
Средняя заработная плата воспитателей за 9 месяцев 2018 года 21 240 рублей. Cреднемесячная заработная плате заведующего за полугодие 2017 год 17 327,90 рублей

Независимая оценка

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Консультация для воспитателей

Развитие логического мышления в игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста

 

На протяжении дошкольного детства ребенок делает один шаг за другим на пути становления личности. Умственное и личностное развитие детей включает в себя развитие всех психических функций: восприятия, внимания, памяти, речи, развитие творческих способностей, фантазии и др. При этом особое значение имеет развитие логического мышления (умение сравнивать, доказывать, анализировать, обобщать).

Логика - древнегреческое слово. В современном языке обозначает речь, мысль, слово, решение, порядок, правило, число, определение, основание, разум, счетное искусство, рассуждение. Основателем является Аристотель.

Развитое логическое мышление позволяет ребенку выходить за рамки непосредственного познания и приобретать обобщенные и отвлеченные знания. Процесс «думанья» становится одним из самых привлекательных процессов.

В основе логико-понятийного развития лежат три существенных фактора мышления: классификация, сериация, понятие о сохранении.

Классификация вынуждает ребенка думать о том, что лежит в основе сходства и различия разнообразных вещей, поскольку ему необходимо сделать заключение о них. В 4-5 лет ребенок способен классифицировать по таким объективным данным, как цвет, форма. Он все больше использует общие признаки для группировок и может также разделять группы на соответствующие подгруппы, например понятие «животные» на подвиды - «собака», «рыба» и т.д.

Сериация касается выявления и упорядочения различий, например большой - больше - самый большой и т.д. При этом ребенок должен устанавливать двойную зависимость между объектами (или ситуациями, или действиями), а именно сравнивать предметы с каждым другим и затем определять его местоположение в ряду.

Понятие о сохранении или постоянстве требует осознания того факта, что определенные свойства (например, цвет, форма, количество, вес и т.д.) не меняются, несмотря на изменяющиеся условия их восприятия.

Пример:

- Количество пальцев равно 10 и тогда, когда руки сжаты в кулак, и тогда, когда пальцы растопырены.

- 1кг пуха весит столько же, сколько 1кг железа.

Основные представления о постоянстве, операциях классификации и сериации развиваются в процессе конкретных взаимосвязанных действий и образуют более общую схему у всех детей примерно в одном и том же возрасте, между пятым и восьмым годами жизни. Они создают фундамент для выработки логического последовательного мышления.

В дошкольном возрасте с целью развития логического мышления детей на занятиях по математике я использую различные виды несложных логических задач и упражнений. Их назначение состоит в активизации умственной деятельности ребят, в оживлении процесса обучения. Это задачи на нахождение пропущенной фигуры, продолжение ряда фигур, знаков, на поиск чисел, на поиск недостающей в ряду фигуры и др. В ходе занятия они используются в качестве «умственной гимнастики» в начале занятия или приема, направленного на выполнение конкретной программной задачи обучения.

Пример:

1. Какое число надо поставить в пустую клетку?

1

 

3

4

5

6

 

 

2. Которая из геометрических фигур лишняя и почему?

 

         В работе с детьми я использую простые логические упражнения и задачи с целью развития у них умения осуществлять последовательные умственные действия: анализировать, сравнивать, обобщать по признаку, целенаправленно думать. Эти задачи наглядно представлены в виде чертежа, рисунка, иллюстрированы предметами.

         Пример:

1. Чем отличается одна картинка от другой? На основе зрительного  сопоставления надо найти несколько отличий.

2. Найди 2 одинаковых предмета.

3. Лабиринты.

4. Продолжить ряд изображений, сохраняя закономерность в следовании предметов.

     и другие.

         Овладение детьми приемами решения разнообразных логических задач создает основу для проявления ими творчества. Они начинают придумывать простые логические задачи: на поиск лишней фигуры, признаков отличия, поиск закономерностей построения рядов фигур и нахождения недостающей.

         На занятиях по математике, с целью развития логического мышления, я использую дидактические игры.

Игра - основное и любимое занятие детей. В игре часто сложное становится доступным. Положительные эмоции, возникающие во время игры, активизируют деятельность детей, обеспечивают решение задач, которое связаны с развитием произвольного внимания, памяти, ассоциативной деятельности и формированием способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщать.

         Пример:

1. Д/и «Что сначала, что потом?»

Задача: Учить детей располагать картинки в порядке развития сюжета.

2. Д/и «какой предмет?»

Задача: Уточнять представления детей о величине предметов; учить классифицировать предметы по определенному признаку (величина, цвет, форма).

         Дидактическая игра будит детское воображение, создает приподнятое настроение, так как она доступна и понятна ребенку.

         С помощью правильно подобранных игр дети учатся сравнивать предметы, классифицировать по цвету, форме, величине, определять последовательность событий, ориентироваться в пространстве, обобщать и т.д.

         Развитию логического мышления, смекалки и сообразительности способствуют загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы.

         Я подбираю загадки математического содержания, в которых анализируется предмет с количественной, пространственной, временно точки зрения, подмечены простейшие математические отношения.

Например:

1. Два конца, два кольца, а посередине гвоздик. (Ножницы)

2. В году у дедушки 4 имени. Кто это? (Весна, лето, осень, зима)

         Для решения задач-шуток надо проявить находчивость, смекалку, понимание юмора. Построение, содержание, вопрос в этих задачах необычны.

         Например:

1. Как с помощью двух палочек образовать на столе квадрат? (Положить их в угол стола)

2. У какой фигуры нет ни начала, ни конца? (У кольца) и т.д.

         На протяжении занятия, особенно при переходе от одной части занятия к другой, смене деятельности, занимательны задачи могут служить средством активизации, переключения внимания детей, интеллектуального отдыха.

         Так, методически правильно подобранный (материал) и к месту использованный занимательный материал способствует развитию логического мышления, наблюдательности, находчивости, быстроты реакции, интереса к усвоению математических знаний и зависимостей, формированию поисковых подходов к решению любой задачи.

Форма входа

Календарь
«  Апрель 2021  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930